вторник, 11 января 2011 г.

Лень и как с ней жить

По мотивам: Лень — механизм

В России начались рабочие будни. Прошли праздники, выходишь на работу и как-то все не то и не так. За всем этим может стоять ОНА - ЛЕНЬ.

Для того, что бы взять ситуацию в свои руки. Пару слов, что такое лень и как с ней жить. =)

Для начала простое определение:
Лень — это нежелание что-либо делать.

Технически говоря: лень — это отсутствие мотивации психики на совершение определенной последовательности действий для достижения какой-либо заранее известной цели.

Многие считают, что лень является лишь проявлением работы нашего подсознания, а значит ее можно контролировать и «настраивать» как вам того желается. Возможность управления появится, когда придет пониманте механизма ее возникновения.

Другие считаю, что в основе всего лежат чувства, т.е., как я понимаю, подсознание. Восприятие мира через упращенный механизм шаблонов и предыдущего опыта.
Стоит отметить, что для формирования работы позсознания необходимо произвести процесс осознания, а это процесс рациональный, но субъективный.
Основная идея про сознание и подсознание: Сознание не оперирует чувствами, оно «осознает». Подсознание же старается нас вести по жизни оптимальным путем, точнее тем путем, который оно считает оптимальным на основе прошлого опыта, и делает оно это при помощи чувств, в том числе и лени.


Основываясь на том, что лень — это отсутствие мотивации психики на совершение определенной последовательности действий для достижения какой-либо заранее известной цели, можно видеть три составляющих механизма лени, каждый из которых может ее создавать:

  1. Точка отсчета.
  2. Порядок действий.
  3. Конечная цель.
Механиз лени
Как только возникает нарушение равновесия (точка отсчета), человек формирует конечную цель, которая является восстановлением начального состояния (комфорта), и в зависимости от опыта человека (его моделей предсказания), человек выбирает порядок действий для достижения цели.


Опишем составляюшие лени подробнее.


Точка отсчета
Причиной для возникновения любых действий должно быть нарушение равновесия психики (в частности нарушение "зоны комфорта" человека), которое должно быть восстановлено. Природа организма человека максимально мотивирует нас на самые простые действия, которые важны для выживания, именно поэтому мало кто испытывает лень «поесть, если проголодался». В области основных инстинктов человека лень не возникает.
В случае же более сложного поведения, которым обладает человек, всё гораздо более неоднозначно.
Например:
Жена пилит мужа, который уже несколько месяцев «не принес копейки в дом» и сидит играет в WOW: «Сходи устройся на работу!». Мужу — лень. Причина лени: его всё и так устраивает, кроме постоянных напоминаний жены. Но так как возможность ничего не делать и играть, для его более приятная и ценная, чем раздражение от слов жены, он так и будет дальше сидеть и лениться.

Любое действие должно иметь точку отсчета: необходимость, неудобство, нужду и т.п. Эта точка отсчета должна быть именно индивидуальной, а не навязанной. Вы что-либо сделаете только в том случае, если вас действительно что-то неустраивает. Этот пункт тесно пересекается с «Конечной целью», так как точка отсчета всегда однозначно определяет то, какая цель должна быть достигнута.

В нашем примере муж действительно зашевелится только тогда, когда его выведут из сотояния, когда его все устраивает и с чем он может мериться, например у него закончится еда, отключат за неуплату интернет и вообще «перекроют кислород».

Отдельным важным моментом является актуальное состояние человека, так как оно также влияет на точку отсчета для выбора поведения. Если вы даже замотивированы на достижение цели, но просто физически устали или эмоционально вовлечены в какую-то проблему, мотивация может также падать, но это уже чаще связано не только с ленью.

Порядок действий
Наиболее распространенной причиной лени в текущем обществе является неоднозначность порядка действий, т.е. пути достижения цели. Человек не будет внутренне мотивироваться на определенные действия, если его подсознание подсказывает ему, что есть более эффективный путь: более быстрый, требующий меньшей затраты ресурсов и усилий и т.п.
Например:
Офисный сотрудник ленится делать свою работу на рабочем месте. У него есть точка отсчета (необходимо выполнить работу), однако ему лень. Причина лени — он знает что делать эту работу сейчас не обязательно, а можно просто посидеть на «Вконтакте». Он экономит свои ресурсы.

Очень важно учитывать тот момент, что подсознание в первую очередь руководствуется быстрыми моделями предсказания, то есть то, что будет в ближайшее время или происходит уже сейчас. Далекие перспективы являются гораздо менее мотивационными, так как подсознание воспринимает их менее вероятностными, а значит не приоритетными, «время покажет».

Мотивация сотрудника офиса значительно возрастает по мере приближения решения о вручении ему премии или прихода "северного песца".

Конечная цель
Конечная цель полностью определяет то, какая стратегия будет выбрана. Также конечная цель должна быть всегда привязана к ценностям и потребностям человека.
В человеческом сообществе очень распространен механизм обучения, в котором человеку прививают цели, ценность которых он для себя не осознает.
Например:
Родители склонны говорит студенту, что тот должен получить диплом, чтобы у него было высшее образование. От такого «прививания цели» не возникнет никакой мотивации. Студент просто не будет подсознанательно понимать какая связь между его потребностями и «бумажкой». Худший вариант, если студент будет мотивироваться на учебу в институте целью «лишь бы предки не жужжали».

Какая будет ставиться цель, так ее и будет достигать человек.

К слову сказать, если вы стараетесь сформировать мотивацию в человеке, даже в собственном ребенке, развейте его модели предсказания так, чтобы его подсознание и сознание само понимало важность этих действий. Тогда человек сам «понесется» ее достигать.

Важно учесть также факт, что те цели, которые вы ставите другому человеку часто могут быть абсолютно ему неадекватные и даже вредоносные, так как ваш опыт отличен от опыта этого человека.

В заключение
Что дальше?! Дальше нужно понять и действовать. Попробывать и понять, работает это или нет. Все в ваших руках.
Удачи и плодотворной рабочей недели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий